Дальнейшее развитие системы ОСАГО в РФ (проблемы и противоречия)

Страховой полис
Страховой полис

В нынешней системе ОСАГО скопилось множество нерешенных проблем. Частое повышение цен, длинный период полисов, изменения тарифного коридора и использование новых методик расчета ущерба ежедневно давит на граждан. А бесконечные обсуждения чиновников не дают практических результатов.

В России система ОСАГО начала использоваться в 2003 году. В то время появление обязательного страхового полиса на транспортное средство было насущной необходимостью, которую требовали российские дороги. Обязательное страхование вызывало раздражение и возмущение у автовладельцев, но схема ОСАГО справилась с поставленной задачей. Цивилизованное решение дорожных ситуаций вытеснило привычные для России «разборки». Тогда полисы ОСАГО сыграли роль двигателя прогресса, позволив стране осуществить «скачок» в развитии страхового бизнеса.

Но потом эволюция ОСАГО начала топтаться на месте, а сама система стала медленно усложняться и деградировать. В настоящее время ОСАГО недовольны все. Страховым компаниям не нравиться, что ОСАГО превратился в убыточный продукт, а автолюбители не довольны критериями оценки ущерба, так как выплаты не соответствуют ожиданиям. Кроме того, полис ОСАГО невозможно индивидуализировать, обеспечив дополнительную защиту при возникновении страхового случая.

Эти противоречия можно решить, введя новые обязательные правила в систему страхования, которые позволят более гибко реагировать на реальные потребности. За годы существования ОСАГО выросло и столкнулось с новыми трудностями развития. Поэтому наиболее полноценным решением может стать либерализация страховых цен. Государство было вынужденно регулировать цены на начальном периоде, чтобы в этой области не произошло хаоса. Однако сейчас рынок страхования вырос, страховые компании и владельцы авто также изменились. А система ОСАГО осталась неизменной, базируясь на старых положениях.

Либерализация цен на ОСАГО приведет к усилению продукта, так как страховые компании получат конкурирующий стимул, а клиенты смогут подбирать услуги, которые имеют лучшие и уникальные параметры. Выбрав услугу, владелец транспортного средства будет понимать, на что он может рассчитывать.

Другим важным моментом является максимальная прозрачность страховой деятельности, которая позволит избавиться от недобросовестных игроков. При этом необходимо исключить посредников и укоротить цепочку продаж ОСАГО. Нужно повысить контроль за страховыми полисами и создать возможность напрямую их приобретать у поставщика услуг. Для этого необходимо развивать и совершенствовать онлайн-форму ОСАГО, модернизируя информационную базу АИС.