Что делать, если машина застряла в грязи
Содержание
Не секрет, что осень и весна — это самые грязные времена года. Именно отсюда вытекают трудности, связанные с движением по грунтовке и пересеченной местности.
Из далекого детства помню, как на даче во время сбора урожая, уже ближе к осени, всей семьей грузимся в автомобиль с кучей продуктов и едем по грязи, буксуя и занося зад автомобиля (у нас тогда была «Классика»). И не дай Бог, мы застрянем. Тогда приходилось толкать. Отец пользовался подручными средствами, и мы выезжали. Более того, я навсегда запомнил слова мамы: «У нашего деда очень большой стаж вождения, поэтому мы не застреваем». Это уже к слову о дедушке.
Дед всю жизнь работал водителем, в том числе возил спортсменов на Олимпийские игры в Москву 1980-го. Будучи маленьким, я всегда находил среди деревенской библиотеки кучу полезного материала еще с далеких советских времен. Даже отыскал брошюру — что-то вроде «Как не уснуть за рулем». У деда было 2 собранных вручную трактора на базе мостов ГАЗ и двигателя с воздушным охлаждением от Т-20. Еще у него был мотороллер «Муравей», который продали только в 2014 году, была «Копейка», уже не помню каких годов. На той самой ВАЗ-2101 с покрышками «Снежинка» мы ездили по деревням и селам в любую погоду и никогда, на моей памяти, не выезжали из грязи с чьей-либо помощью. Все было благодаря усилию и навыкам деда. Более того, скажу, что эти навыки перенял, как и мой отец, я сам.
Итак, хватит рассказов о жизни моей и моих предков. Прежде чем рассмотреть способы, как самостоятельно выехать из грязи, давайте узнаем, что же вам для этого понадобится.
Что нужно, чтобы выехать из грязи?
Начнем с того, что должно быть в каждом автомобиле:
- Домкрат. Данное приспособление не только может помочь вам выехать из грязи, но и безоговорочно должно быть в каждом авто, объяснять, для чего — я думаю, смысла нет.
- Трос. Аналогичная ситуация, как с домкратом — обязан быть в каждом автомобиле. Если же это будет динамический трос, что вряд ли, то вообще супер, но главное, чтоб не китайский с «триколором», который рвется на раз-два.
- Опыт вождения и чувство машины. Пожалуй, самый важный фактор, который нельзя купить. Он нарабатывается годами и, собственно, предостережет вас от ситуации, когда вы завязнете/застрянете. Так как будучи опытным водителем, тем более, водителем, который чувствует машину, вы просто не поедите либо проедите грязь внатяг на скорости, не останавливаясь.
- Способность думать в нестандартных ситуациях. Вот здесь, пожалуй, это самый важный фактор, которого не хватает многим водителям, да и людям в целом. В данном случае я знаю, что говорю, и осознаю всю важность этой черты характера. Такой человек нигде не пропадет, в том числе и за рулем авто.
При помощи этого стандартного набора автомобилиста можно выехать из грязи. Не скажу, что из любой, но если авто не ложится на дно весь путь, и под колесами есть хоть какое-то твердое покрытие, то выехать можно. Самый простой и быстрый вариант — воспользоваться сторонней помощью, толкнуть авто либо дернуть. Но часто бывает, что людей, как назло, рядом нет.
Стоит отметить, что ВАЗ «Самара» имеет высокий клиренс и неплохую проходимость (легкая, переднеприводная машина). Передний привод имеет лучшую проходимость, чем задний, по двум причинам: тянуть легче, чем толкать, ведущие колеса всегда нагружены (под массой двигателя).
6 способов выехать из грязи самостоятельно
Застряли? Делаем следующее:
- Распределение веса
Если автомобиль начал буксовать на одном месте, первое, что вы должны попробовать — распределение веса. Здесь все зависит от привода: если у вас передний (2114, 2113, 2115) привод, то разгружаем багажник при возможности, просим пассажиров выйти, остаются только водитель и передний пассажир. С задним приводом ситуация обратная. Багажник загружен, пассажиры сидят, переднее пассажирское место пустое. Данным приемом мы пытаемся дать ведущим колесам сцепление.
- Поиск сцепления
Если же распределение веса не помогло, пробуем найти зацеп другими способами. Для этого выкручиваем руль до упора в разные стороны и пробуем плавно трогаться с разными положениями колес. Если же сцепления опять не хватает, попробуйте плавно трогаться и крутить рулевое колесо быстро налево-направо (туда-сюда). Данный прием создает эффект блокировки дифференциала. Когда вы быстро поворачиваете колеса, момент распределяется то на одно то на другое из них, тем самым повышая проходимость.
- Раскачка
По собственному опыту скажу, что это очень действенный инструмент, с помощью которого можно выехать из многих «грязных» ситуаций.
Раскачку хорошо делать на авто с механической коробкой, но можно и частично на АКПП, но это уже отдельная тема, об этом чуть ниже.
В данном случае лучше, если у вас будут помощники, если таковых нет, ничего страшного. Главное, чтоб автомобиль хоть чуть-чуть двигался самостоятельно, а остальное уже дело времени и упорства. Также в данном случае важно знать и чувствовать, когда колеса буксуют, а когда — нет.
Итак, ставим первую передачу, крутим внатяг до тех пор, пока колеса не будут буксовать, затем резко ставим заднюю и крутим колеса назад, до пробуксовки, затем снова вперед и т. д.
Суть данного метода в том, что с каждым разом нужно увеличивать амплитуду движения автомобиля вперед-назад, все больше и больше разгоняясь, чтобы выехать. Этот способ также имеет силу при работе только с передней или только с задней передачей.
Приноровившись, с помощью раскачки можно выехать из многих сложных дорожных ситуаций.
Но что же делать, если у вас авто с автоматической коробкой передач? Здесь все намного критичнее: во-первых, вы не сможете переключать передачи как на механической коробке, более того, не сможете переключать передачи передняя-задняя. Во-вторых, есть большой риск спалить коробку. В-третьих, часто автомобили с АКПП оснащаются такими системами, как ЕСП, система курсовой устойчивости/стабилизации и т. д. Они как помогают, так и вредят водителю, особенно на бездорожье. При работающих системах автомобиль просто не позволяет буксовать. Чтобы отключить эту систему, нажмите соответствующую кнопку, либо просто выдерните предохранитель.
На авто с АКПП вы выключаете систему стабилизации, выбираете D, плавно трогаетесь до пробуксовки, переключаете в N, опускаетесь и снова в D, тем самым создавая раскачку.
- Подкладываем под ведущие колеса доски, щебень, камни
Данный способ поможет найти сцепление колес с дорогой и выехать.
Здесь же можно привязать крепко-накрепко кусок доски или палки к колесу. Но смотрите, чтобы палка не задевала крылья, днище, рычаги автомобиля.
- Сели на дно
Если же вы сели на днище, то буксуй не буксуй, толку не будет.
Здесь вам на помощь придет домкрат. Но прежде чем поднять авто, вам нужно создать ровную поверхность. Это могут быть: ветки, бревна, кирпичи и камни, доска, запаска, резиновый коврик. Подняли авто, теперь нужно подложить под колеса бревно, камни ветки и палки, чтобы приподнять машину в конечном итоге и не лежать на днище.
- Делаем лебедку из подручных средств
Для этого понадобится капроновая веревка или длинный трос и рядом стоящий столб или дерево (вбитый в землю лом). Делаем по схеме — вытягиваем.
Как повысить проходимость авто? 3 секрета
- Самый простой способ — стравить давление в колесах, чтобы увеличить пятно контакта. Но главное, не переборщить — если разбортируются, то будет худо.
- Купить комплект цепей на колеса. Данное приспособление сильно увеличивает проходимость авто.
- Установка блокировки дифференциала. К примеру, на переднеприводных ВАЗ сам блок в гражданском исполнении стоит от 4000 до 7000 рублей и ставится в коробку передач вместо свободного заводского дифференциала. В случае с «Классикой» просто ставится либо заваренный редуктор, либо редуктор с самоблоком в мост. Также очень крутая вещь — в свое время очень пожалел, что не поставил.