Что такое ГБО?
ГБО расшифровывается как Газобаллонное оборудование. Т.е. Кода пишут, что автомобиль оснащен ГБО, значит что он способен ездить на газе (ПРОПАН-БУТАН либо метан).
Комплект ГБО
- электронный блок управления впрыском
- комплект проводов
- газовый редуктор с газовым клапаном
- датчик температуры редуктора
- кнопка переключения газ/бензин
- датчик температуры газа
- датчик давления
- фильтр тонкой очистки газа
- газовые форсунки
- комплект крепежа
- муфты, штуцера
- кронштейн для крепления.
Виды топлива для ГБО
На сегодняшний день существую два вида альтернативной топливной смеси для Газобаллонного оборудования, установленного на вашем авто. Это либо Пропан-Бутан, либо Метан.
Стоит отметить, что некоторые автомобили с завода укомплектованы ГБО, в том числе и на АвтоВАЗе стали ставить установки ГБО на Весту.
Пропан-Бутан
Свойства смеси из пропана-бутана:
– имеет запах
– тяжелее воздуха
– широко развитая сеть заправочных станций
– низкая стоимость по сравнению с бензином (примерно в 2 раза дешевле)
– рекомендуется использовать на прогретом двигателе
– имеет разброс по качеству
– падает мощность двигателя
Метан
Свойства природного газа
– имеет запах
– легче воздуха
– слабо развитая сеть заправочных станций, производственных возможностей
– не имеет разброса по качеству (природный газ – он и есть природный)
– низкая стоимость по сравнения с бензином
– мощность двигателя сохраняется
– низко развитая сеть АЗС
ПРОПАН-БУТАН или МЕТАН?
Существует два вида альтернативного газового топлива: это либо МЕТАН, либо ПРОПАН-БУТАН.
Соответственно возникает вопрос, что лучше? Пропан бутан или метан? Ответ, как всегда, неоднозначный: каждый выбирает для себя свое. Выше мы описали все + и – каждого вида альтернативного топлива. + к этому добавляется еще тот факт , что на метане установить баллон с большим объемом не получится, да и вес баллона ощутимый – хоть это и компенсируется немного газом, но тем не менее.
Если подвести итог этой подглавы одним предложением, то получается так:
Пропан-бутан доступнее, но менее выгодно чем метан.
Как скоро окупится установка Газобаллонного оборудования?
В сети интернет полно всяких калькуляторов для расчета срока окупаемости ГБО. Стоит только ввести данные пробега, стоимости на топливо и т.д.
Приведем пример окупаемости для ВАЗ 2114 по ценам на 2016 год
Стоимость установки ГБО (установка 25т.р. + 10т.р. на оформление ГБО по новым правилам с 2016 г.) | руб |
Годовой пробег (ср. пробег для обычного авто) 30000 | км / год |
Стоимость бензина (по состоянию на 2016 год +- 2руб, в зависимости от региона) 34,50 | руб / литр |
Стоимость сжиженного газа (Пропан-бутан) 14.50 | руб / литр |
Средний расход бензина по городу 10 | литр / 100 км |
Средний расход бензина по трассе 7 | литр / 100 км |
Расходы на обслуживание ГБО (в год) 1 | руб / год |
Расход бензина на прогрев (в зимнее время) 1 | литр / 100 км |
Расход газа больше, чем бензина на 10 | % |
Соотношение езды по городу к езде по трассе 70 | % |
Итоги затрат | ||
Количество бензина на год (без ГБО) | литр / год | |
Количество газа на год | литр / год | |
Затраты на бензин за год (без ГБО) | руб / год | |
Затраты на газ за год | руб / год | |
Экономия на топливе в год | руб / год | |
Затраты на прогрев бензином перед пуском газа | руб / год | |
Экономия c учетом прогрева и обслуживания ГБО | руб / год | |
Средняя стоимость 1 км пробега на бензине | руб / км | |
Средняя стоимость 1 км пробега на ГАЗЕ | руб / км | |
Расчётная экономия на 1 км при наличии ГБО | руб / км | |
Итоги окупаемости | ||
ГБО окупится когда пробег составит | км | |
ГБО окупится через | года | |
Газ выгоднее, чем бензин в | раза | |
Газ дешевле бензина в |
Выводы о сроках окупаемости делайте сами, так же вы можете ввести свои данные в подобном калькуляторе «срок окупаемости гбо» в сети интернет.
Безопасность
Вопрос безопасности – самый главный вопрос в этом деле. Многие видели видео, фотографии в интернете, как автомобиль с установленным ГБО взрывается. Что же делать? Каков риск взрывоопасности газа на авто?
Самое главное – это сервисное обслуживание ГБО. А именно – тестирование самого баллона, которое проходит по регламенту примерно раз в 2 года. После проверки баллона, его либо заменяют на новый, либо продлевают эксплуатацию .
Риск установки ГБО заключается не только в утечки газа, но и взрывоопасности самого баллона – если он бахнет, будет совсем не весело и последствия могут быть очень серьезными.
В этом деле метан выглядит безопаснее в том плане, что метан легче воздуха и при любой утечки, газ сразу испаряется, но баллон подвергается большому давлению и ему нужно уделить должное внимание. Что касается пропан-бутана, то он тяжелее воздуха и в случае утечки, он будет скапливаться на дне авто и поджидать своего часа.
Да и современное оборудование взорвать намного сложнее – чем кажется изначально, так что не стоит беспокоиться о безопасности, главное устанавливать в сертифицированных центрах и регулярно обслуживать ГБО.
Баллон на заводе изготовителе проходит тщательный контроль на герметичность и способность выдерживать давление, на АГЗС баллон заполняется всего лишь на 85% за счет мульти клапана.
Уход за ГБО. Сервисное обслуживание.
Как упоминалось выше, уход за газобаллонным оборудованием осуществляется в спец. Центрах с имеющейся сертификацией.
Уход – это в первую очередь очистка все элементов ГБО, замена фильтров и подтяжка всех креплений ГБО. Регулировка редуктора, тест газового баллона.
История
Автомобили на альтернативном топливе появились намного раньше, чем мы думаем. Более того – первый авто работал исключительно на газе, а не на бензине, т.к. о переработке нефти люди в то время могли только догадываться.
1823г. В истории автомобилестроения зафиксирован как первая дата применения газа как топливо для автомобиля. Тогда англичанин построил двигатель внутреннего сгорания на газе для светильников.
Первый автомобиль на газу в советское время появился в 1935 году. Тогда такие автомобили как ЗИС-5 и ГАЗ-АА устроили автопробег по маршруту Москва-Ленинград и обратно. Примечательно то, что ДВС работал тогда на газу, полученном из древесных чурок, угля, торфа. А установки для добычи газа для этих авто – находились непосредственно на авто. Спустя пару лет, с конвейера отечественных автопроизводителей стали выпускаться ЗИСы и ГАЗы с установленными баллонами для газа. До конца того века ГБО не подвергалось модернизации, т.к. двигатели не эволюционировали, но все изменилось с приходом инжекторных двигателей, и постоянной их модернизаций.
Поколения ГБО
На данный момент существует 5 поколений ГБО
1 Поколение – ГБО для карбюраторных двигателей. Принцип работы – вакуумное управление подачи газа.
2 Поколения – ГБО для первых инжекторных автомобилей того времени с электронной подачей газа.
3 Поколение – ГБО, количество газа регулируется датчиком кислорода.
4 Поколение – копия инжектора.
5 Поколение – ГБО с непосредственным впрыском топливо на самые современные моторы.
Другие статьи на тему ГБО
Газовое оборудование и новые законы – как поставить ГБО по новым правилам. После первого января 2016 года теперь прежде чем устанавливать ГБО, нужно получить разрешение инспектора, поставить ГБО, показать инспектору, внести изменения в документы.
Преимущества и недостатки ГБО – где вы выиграете на установке ГБО
Какой расход ГАЗа на ГБО? – сколько газа потребляет автомобиль, выгодно ли это и т.д.