Датчик кислорода (Лямбда-зонд)
Содержание
Датчик кислорода (ДК) устанавливается на инжекторные ВАЗы (кроме первых моделей с контролером Bosch 1.5.4).
Это неотъемлемая часть системы питания двигателя. Данный датчик предназначен для оценки состояния выхлопа (наличие кислорода в выхлопе). Иными словами, он, ориентируясь по количеству кислорода в выхлопе, регулирует рабочую смесь.
ДК также имеет второе, но не менее популярное название «лямбда-зонд». То есть это одно и то же.
Принцип работы ДК (лямбда-зонда)
Рабочая поверхность датчика представляет собой керамический материал, покрытый платиной.
Рабочая температура поверхности составляет 350 градусов по Цельсию и выше. Поэтому до нагрева лямбда-зонда первые 5 минут после запуска двигателя рабочая смесь регулируется по показаниям других датчиков системы питания двигателя. Чтобы ускорить прогрев детали до рабочей температуры, в него монтируют электронагреватель.
Принцип работы заключается в следующем: выхлопные газы покрывают рабочую поверхность лямбд-зонда, который в свою очередь реагирует на разность уровня кислорода в выхлопных газах и окружающей среде. Затем он посылает сигнал ЭБУ, который регулирует рабочую смесь.
Где находится датчик кислорода (лямбда-зонд)?
Для двигателя 1,5 л
Лямбда зонд (под номером 11) устанавливается в выхлопной системе на приемной трубе. Вкручивается сверху, перед резонатором или проставкой (если резонатора нет). Иными словами: ставьте автомобиль на яму и ищите по всей системе выхлопа датчик, торчащий вверх. ДК — единственный датчик, который устанавливается в систему выхлопа, поэтому не промахнетесь.
Для двигателя 1,6 л
Система выхлопа данного двигателя немного отличается от 1,5 л. Обратите внимание на рисунок: В данной системе выхлопа запланированы 2 ДК (по номером 2) — оба находятся на катоколлекторе. На данные двигатели устанавливается как 1, так и 2 датчика концентрации кислорода: Норма токсичности Евро-2 — 1 ДК, Евро-3 — 2 ДК.
Как часто менять датчик кислорода?
Ресурс ВАЗовского лямбд-зонда составляет 80-160 тыс. км, в зависимости от качества бензина и других немаловажных моментов. Сервисная замена ДК на ВАЗах по мануалу должна проходить на отметке 60-70 тыс. км.
Как правило, в повседневной эксплуатации автомобиля хозяева отключают ДК, прошивая мозги (Чип-тюннинг).
Можно ли просто отключить датчик?
Многие спрашивают: а можно ли отключить датчик, отсоединив разъем? И к чему это приведет?
Ответ: После отсоединения разъема датчика ЭБУ переходит на примерные параметры, поэтому смесь будет то богатая, то бедная, расход возрастет, пропадет динамика. Если делать по уму, то можно отключить его, перепрошив мозги с помощью чип-тюннинга, или просто заменить датчик на новый.
Признаки неисправности ДК
- Большой расход бензина (от 12 л и более). Но такая проблема может быть и по другим причинам (Причины большого расхода топлива)
- Нестабильный холостой ход. Также причинами данной неисправности могут быть: мертвый РХХ, ДМРВ, ДПДЗ и т. д.
- Провалы при ускорении, падение динамики и мощности двигателя. Также причинами низкой динамики могут служить неисправности в следующих элементах: ДД, ДС, ДФ, низкая компрессия и т. д.
Полезные статьи:
Ошибки ДК
Зафиксировать наличие данных ошибок вы можете по загоревшейся жёлтой лампе на панели «чек эндж» (а может и не загореться). Прочитать эти ошибки вы сможете либо с помощью бортового компьютера, либо при компьютерной диагностике.
Ошибка Р0130 | Неверный сигнал ДК 1 | ||
Ошибка Р0131 | Низкий уровень сигнала ДК 1 | ||
Ошибка Р0132 | Высокий уровень сигнала датчика коленвала 1 | ||
Ошибка Р0133 | Медленный отклик ДК 1 | ||
Ошибка Р0134 | Отсутствие сигнала ДК 1 | ||
Ошибка Р0135 | Неисправность нагревателя ДК 1 | ||
Ошибка Р0136 | Замыкание на землю ДК 2 | ||
Ошибка Р0137 | Низкий уровень сигнала ДК 2 | ||
Ошибка Р0138 | Высокий уровень сигнала ДК 2 | ||
Ошибка Р0140 | Обрыв ДК 2 | ||
Ошибка Р0141 | Неисправность нагревателя ДК 2 | ||
Ошибка Р1102 | Низкое сопротивление нагревателя ДК 2 | ||
Ошибка Р1115 | Неисправная цепь нагрева ДК 2 |
Чаще всего ошибки, связанные с ДК, появляются в связи с неисправностью цепи подогрева, вследствие чего датчик даёт неверные параметры.
В данном случае нужно искать обрыв провода или же заменить датчик.
Почему умирает лямбда-зонд?
Выше мы уже уточнили, что ресурс кислородного датчика составляет 80-160 тыс. км. Наверное, у вас возник вопрос: почему же такой разброс в ресурсе, целых 80 тыс. км? На самом деле, это зависит от условий, в которых эксплуатировался автомобиль:
- Плохой бензин, в выхлопе которого содержится много свинца и железа, забивает электроды датчика за несколько заправок.
- Плохое состояние маслосъемных колец, колпачков. Из-за них масло может попадать в смесь, а вместе с ним и в выхлопную систему.
- Из-за зажатых клапанов, в систему выхлопа вырываются хлопки, которые разрушают рабочую поверхность датчика.
- Из-за неправильной смеси, угла опережения зажигания, вследствие чего датчик перегревается, треск от высокой температуры нейтрализатора или катализатора.
Сколько стоит ДК?
Стоимость лямбда-зонда варьируется от региона и модели от 1000 до 2000 р.