Как поменять шаровую на ВАЗ 2113, 2114 и 2115

Диагностика состояния и своевременная замена шаровой опоры ВАЗ-2114 и на одноплатформенных моделях ВАЗ-2115 и 2113 является залогом безопасной езды. Шаровая опора в передней подвеске служит для связи рычажной системы и амортизаторно-пружинной стойки. Езда с неисправной деталью закончится тем, что колесо просто вывернется со своего места и машина уйдёт в неуправляемое скольжение.

Признаки неисправности шаровых опор

Опора на ВАЗ-2114 не работает на вырывание шарнира из корпуса, поэтому на ровной дороге при прямолинейном движении не выдаст своего изношенного или подклинивающего состояния. Но в иных условиях водитель услышит:

  • глухой, но хорошо различимый стук в подвеске при нагрузке на неровностях;
  • скрежет или писк в шаровом соединении из-за вымывания и высыхания смазки, коррозии пальца, износа вкладыша (проявляется на поворотах и при покачивании подвески вручную);
  • стуки при неустойчивом движении автомобиля и повышенном износе резины из-за значительных люфтов в изношенном до предела шарнире.

При визуальном контроле можно заметить повреждённый чехол шарового узла: обычно именно это провоцирует преждевременный выход из строя. При герметичном чехле узел служит очень долго: в Жигулях он слабо нагружен. Замена чехла возможна, но для этого шарнир всё равно придётся снять.

Окончательный диагноз ставится путём покачивания нижнего рычага монтировкой. Люфт в сочленении сразу проявится перемещениями пальца и стуком. При подозрении на подклинивание можно, вращая руль, чуть пригрузить узел монтировкой. Исправный палец никаких звуков не издает. Но точное состояние можно определить, отсоединив шарнир от поворотного кулака.

Как снять шаровую опору

Чтобы поменять шаровую опору на ВАЗ-2114, надо определиться с выбором способа замены. В процедуре есть один момент — выпрессовка конусного рычага из гнезда поворотного кулака. От выбора методики зависит объём инструментов, которыми надо запастись. Следует ориентироваться на самый простой способ, пригодный для большинства автомобилистов:

  1. Автомобиль установить на ровную поверхность.
  2. Колесо с нужной стороны вывесить домкратом.
Поднимаем переднюю часть автомобиля домкратом
Поднимаем переднюю часть автомобиля домкратом
  1. Снять колесо, отвернуть гайку шарового пальца.
Откручиваем гайку на пальце шаровой опоры
Откручиваем гайку на пальце шаровой опоры
  1. Установить съёмник шаровой опоры вилкой под пыльник, с обратной стороны рычага относительно гайки. Палец должен войти в углубление на лапе съёмника.
Устанавливаем съёмник шаровой опоры
Устанавливаем съёмник шаровой опоры
  1. Затягивая болт съёмника, максимально напрячь конусное соединение пальца в гнезде.
Затягиваем болт съёмника
Затягиваем болт съёмника
  1. Иногда палец выходит самостоятельно, в противном случае не надо усердствовать с затяжкой рабочей резьбы приспособления: сломается сам съёмник. Надо в натянутом положении нанести несколько резких ударов или снизу по лапе съёмника в торец пальца, или сбоку по проушине. Обычно палец после этого выскакивает со щелчком.
  2. Надо быть внимательным, ослабшее приспособление падает и может нанести травмы.
  3. Открутить два винта крепления корпуса и снять изношенную деталь.
Отворачиваем болты крепления шаровой опоры
Отворачиваем болты крепления шаровой опоры

Важно! Нельзя работать под машиной, удерживаемой домкратом. Под опорную точку нужно установить надёжную подставку. Машина должна стоять на ручном тормозе, а с обеих сторон задних колёс ставятся противооткатные башмаки.

Опытные мастера обходятся без съёмника. Используется или конусная ударная вилка, или создаётся натяг для пальца монтировкой, после чего по проушине наносится сильный удар.

Снятие шаровой опоры без специального съёмника
Снятие шаровой опоры без специального съёмника

Без навыка это вряд ли получится, проще приобрести съёмник.

Установка

Пошаговые действия:

  1. Под пыльник купленного изделия, если он не закреплён, заложить немного специальной длинноволокнистой смазки для шаровых шарниров, хотя неплохо себя проявляют и обычные многофункциональные.
Закладываем смазку под пыльник
Закладываем смазку под пыльник
  1. В закрытых образцах с несъёмным пыльником смазка уже имеется в нужном количестве.

Монтаж новой детали затруднений не вызовет. Надо только убедиться, что болты корпуса и гайка пальца завёрнуты номинальным моментом, для чего желательно иметь динамометрический ключ.